
Пока двигатель не начнёт перегреваться или не придёт пора регламентной замены охлаждающей жидкости, большинство автовладельцев не задумывается об антифризе. Но как только происходит одно из этих событий, сразу возникает вопрос: какую жидкость заливать? Сегодня мы дадим ответ на этот вопрос, а ещё расскажем, что может произойти, если в систему охлаждения залить неподходящий автомобилю антифриз.
Термин «водяное охлаждение» появился неслучайно. После того, как стало ясно, что воздушное охлаждение не всегда справляется с задачей, ему начали искать альтернативу. Ею стала вода. Она обладает отличными теплопередающими свойствами, что позволяет эффективно использовать её в качестве теплоносителя для двигателя. Но быстро выявились и проблемы: вода замерзает при отрицательных температурах и при этом расширяется, что в замкнутом пространстве может привести к разрушению деталей; вода вызывает коррозию металлических компонентов, с которыми она соприкасается.
Чтобы решить первую проблему, к воде стали добавлять жидкости, обладающие высокой стойкостью к замерзанию (спирты). Так появилась охлаждающая жидкость, а затем – антифриз (по названию главной функции – предотвращения замерзания). Первыми спиртами в составе антифриза были метиловый и древесный. Они действительно снижают температуру замерзания, но ускоряют коррозию металлов и испаряются из открытых систем охлаждения. Из-за испарения концентрация падала, двигатель мог перегреться или замерзнуть. Испарения в свою очередь были пожароопасны.

Фото: arturnyk1, depositphotos.com
В 1926 году на помощь отрасли пришёл этиленгликоль (синтезирован в 1856 году, промышленно производится с 1917-го). Недорогое в производстве вещество обладало смазывающим эффектом, прекрасно смешивалось с водой в любых пропорциях, а готовые составы имели более низкую температуру замерзания и более высокую температуру кипения, чем вода. Благодаря этим свойствам этиленгликоль стал основой подавляющего большинства антифризов XX-XXI века. Позже появился менее токсичный пропиленгликоль, но этиленгликоль до сих пор используется в большинстве автомобильных составов. Он более токсичен, но лучше отводит тепло, что для ДВС наиболее важно.
Эволюция антифризов
Чистая смесь этиленгликоля и воды агрессивна к металлам, поэтому в антифризы начали добавлять ингибиторы коррозии. В 1970-х использовались нитриты, амины, фосфаты (NAP-технология), но эти компоненты небезопасны для экологии. В 1980-х в Европе появились альтернативы без NAP, а в 1990-х – первые органические антифризы длительного срока службы (OAT).
Сегодня этиленгликоль по-прежнему является основой большинства автомобильных антифризов. Пропиленгликоль чаще применяют как менее токсичный теплоноситель в промышленности и жилых помещениях. Современные пакеты присадок содержат силикаты, фосфаты, органические кислоты и буферы pH для защиты двигателя и снижения кавитации.

Фото: Михаил Баландин
Производители часто указывают собственные спецификации, при этом цвет жидкости не является универсальным индикатором. Европейские, американские и азиатские антифризы могут отличаться по составу пакета присадок, принципу их работы и совместимости с различными металлами. Тем не менее их условно делят на три базовые группы:
IAT (Inorganic Additive Technology) – неорганическая технология. Эти антифризы содержат этиленгликоль и силикаты/фосфаты. Совместимы с медью, латунью, чугуном и алюминием. Самый известный представитель – Тосол. Создаёт сплошную защитную плёнку, хорошо защищает от коррозии и кавитации, но хуже отводит тепло и склонен к образованию отложений. Срок службы – до трех лет. Применялся в автомобилях до начала 1990-х.
HOAT (Hybrid Organic Acid Technology) – гибридная технология. Основа – IAT(силикаты) с добавлением небольшого количества органики OAT (до 10%). Обладает всеми плюсами IAT, но менее подвержен образованию отложений. Срок службы – до трех лет. Применяется в автомобилях Mercedes-Benz, Ford, Volkswagen, Audi, Chrysler, BMW, Volvo и других.
OAT (Organic Acid Technology) – органическая технология. Основа – карбоксилатные присадки. Не создаёт сплошного защитного слоя, действует непосредственно на очаги коррозии. Теплоотвод эффективнее, составы долговечнее IAT. Подходит для современных сплавов и полимеров, но не рекомендуется для старых радиаторов из меди и латуни. Применяется в Audi, Volkswagen, Toyota, Honda, Nissan, Kia, Jaguar, Porsche и других. Срок службы – до пяти лет.
Универсальное решение
В XXI веке появились малогибридные «лобридные» (Low Hybrid) жидкости:
- P-OAT – OAT с фосфатами, чаще для азиатских марок (Toyota, Honda, Subaru). Срок службы – до пяти лет или 250 000 км.
- Si-OAT – OAT с силикатами, чаще для современных европейских двигателей (Mercedes-Benz, Porsche, Volkswagen). Срок службы – до пяти лет или 250 000 км.
Эти составы сочетают плюсы органической технологии, хороший теплоотвод и длительный срок службы. Небольшое количество силикатов или фосфатов улучшает защитные свойства, обеспечивает совместимость с различными цветными металлами и снижает вероятность кавитации.
Лобридные антифризы содержат менее 10% неорганических компонентов. Они хорошо защищают металлы при высоких температурах, снижают кавитацию и продлевают срок службы эластомеров. Примером может служить антифриз Sintec Antifreeze Multifreeze, в основе которого моноэтиленгликоль с органическими и неорганическими присадками. Он соответствует спецификации VW G12++, превосходит G11, G12, G12+, при этом совместим с системами, для которых требуются G13 и G12evo. Этот антифриз подходит для всех автомобилей, где предписаны упомянутые классы, препятствует внутренней коррозии теплообменников, совместим со всеми металлами и полимерами и устойчив к кавитации.

Фото: Sintec Чем грозит неподходящий антифриз?
Использование неподходящей жидкости чревато ускоренным износом деталей и непредсказуемыми отказами. Например, OAT при всех плюсах не совместим с силиконовыми шлангами и некоторыми видами припоев. Неорганические и гибридные составы хуже отводят тепло, что может привести к локальным перегревам в высоконагруженных ДВС. Неправильный антифриз может повредить водяной насос и уплотнения, вызвать коррозию и протечки.

Фото: oculo, depositphotos.com
Опасно и смешивание несовместимых составов: может образоваться густой осадок, который перекроет каналы, приведёт к перегреву, разрыву прокладки ГБЦ, деформации головки и другим проблемам.
* * *
Последствия некорректного выбора антифриза могут быть особенно серьезными, и чтобы не сверяться с руководством каждый раз, удобно использовать лобридные составы: они эффективно работают и подойдут для автомобилей различных марок, моделей и возраста.