В чем сила, брат? Тест-драйв BMW 5 series III Е34
В списке самых желанных автомобилей 90-х BMW 5 серии точно будет в топе. Ее любили все, а позволить себе могли немногие. А уж какие чувства к этой модели испытывал криминалитет! Такое всенародное обожание не только сказалось на имидже «пятерки» в кузове Е34, но и повлияло на судьбу модели в России: сегодня найти живой и «неуколхоженный» экземпляр почти нереально. Но мы его отыскали!
Я прекрасно помню первую встречу с этой машиной. На дворе стояла зима 1993 года. Запрыгиваю к приятелю в свежепригнанную, но уже наглухо затонированную 525-ю, и мы мчим по Москве… сдавать на права. Вот ведь были времена! Можно было, как мой приятель, подкатить чуть ли не ко входу в экзаменационное отделение и, не стесняясь экзаменаторов, отправиться на площадку – парковать гаишную «шестерку» в «гараж» из конусов. Все эти воспоминания накрыли меня, стоило открыть дверь идеально сохранившейся 520-й 1995 года выпуска.
История успеха и любви
Почему же ее так любили – это просто понты или сам автомобиль настолько хорош? Нынешним стилистам иногда стоит оглядываться. Пятая серия в кузове Е34 – идеальный пример сдержанности во всем: в агрессии, динамичности и элегантности. Однако при всей этой простоте «тридцатьчетверка» стала во многом революционной. Следом за «семеркой» Е32 она избавилась от акульего носа, а культовые «ноздри» впервые в истории марки получили дополнительное обрамление и перестали быть единым целым с решеткой радиатора. Крышка багажника впервые опустилась до бампера.
Отдельно хочется снять шляпу перед инженерами-эргономистами. С момента дебюта 34-й прошло 35 лет, а посадка за рулем близка к идеальной. Развернутая к водителю центральная консоль, удобные сиденье и руль – не новость. Но, черт возьми, какое филигранное взаиморасположение! И хотя на одометре тикает третья сотня тысяч, а часть пикселей монохромного экранчика осталась где-то в прошлом, кожа по-прежнему в прекрасном состоянии. Для поиска «сверчков» в салоне придется нанять Холмса или, на худой конец, Бенуа Бланка.
Спокойный интерьер вне времени. Посадка даже по сегодняшним меркам близка к эталонной. В последние годы выпуска помимо водительской появилась и подушка безопасности пассажира.
Спокойный интерьер вне времени. Посадка даже по сегодняшним меркам близка к эталонной. В последние годы выпуска помимо водительской появилась и подушка безопасности пассажира.
Такая комбинация приборов с «огненной» подсветкой долгое время оставалась одной из визитных карточек марки.
Хотя на одометре пошел отсчет третьей сотни тысяч, кожа в прекрасном состоянии. Электропривод работает исправно. Есть и память.
Хотя на одометре пошел отсчет третьей сотни тысяч, кожа в прекрасном состоянии. Электропривод работает исправно. Есть и память.
Фирменная кассетная магнитола BMW за годы ничуть не утратила качества и пленку не жует.
Уже в те времена водитель и пассажир могли настраивать температуру раздельно.
В самых простых версиях место бортового компьютера занимают часы. У компьютера есть две версии – базовая (как на фото) и с расширенным набором функций.
Многие экземпляры оснащались люком, причем часто – с электроприводом.
Лишь пересев назад, понимаешь: вот они – годы. Это в 90-е Е34 была большим седаном европейского класса Е, а сегодня на втором ряду теснее, чем в иных моделях гольф-класса. Но у такой акселерации есть и обратная сторона. Современные машины тяжелы, а 520-я в снаряженном состоянии укладывается в полторы тонны. А это значит, что заветный рубеж энергоемкости в 100 лошадиных сил на тонну преодолен даже с базовым двухлитровым мотором.
На втором ряду не очень просторно, но сидеть удобно благодаря сиденью удачной формы. Есть индивидуальная подсветка для каждого пассажира. А также собственные дефлекторы.
На втором ряду не очень просторно, но сидеть удобно благодаря сиденью удачной формы. Есть индивидуальная подсветка для каждого пассажира. А также собственные дефлекторы.
Е34 стала первым седаном компании, у которого крышка багажника опущена до бампера. Сам грузовой отсек очень вместительный.
Е34 стала первым седаном компании, у которого крышка багажника опущена до бампера. Сам грузовой отсек очень вместительный.
У всех «баварцев» на тыльной стороне крышки всегда стоял такой вот набор инструментов.
Собственно, главная гордость скрыта именно под капотом. Первые два года Е34 выпускали с рядными «шестерками» старого поколения М20. Но с наступлением нового десятилетия под капотом «пятерки» прописалось новое семейство М50, и с этого момента Е34 задышала полной грудью. На мой взгляд, этот мотор не просто один из лучших в истории BMW. Этот двигатель – один из лучших в истории.
Двигатель М50В20, может, и не самый мощный для солидного седана, зато здоровьем обладает отменным. При должном уходе ему может покориться миллион километров.
Двигатель М50В20, может, и не самый мощный для солидного седана, зато здоровьем обладает отменным. При должном уходе ему может покориться миллион километров.
М50 собрал в себе все составляющие успеха. В нем нет каких-то революционных решений, кроме появившегося чуть позже фазовращателя на впуске (тогда двигатель получил прибавку TU к индексу). Но именно на его примере можно убедиться, как важно на стадии проектирования свести к минимуму все потери. Будь то уравновешенные силы второго порядка, близкое к идеальному смесеобразование или высочайшее качество изготовления. Можно долго рассыпаться в комплиментах, но выходные характеристики говорят сами за себя: двухлитровый атмосферник выдает 150 сил, а 2,5 – все 192! И это в 90-м то году.
Два слабых места – пробка расширительного бачка и вязкостная муфта вентилятора. И то, и другое лучше менять превентивно раз в два-три года.
Два слабых места – пробка расширительного бачка и вязкостная муфта вентилятора. И то, и другое лучше менять превентивно раз в два-три года.
Так что даже 520-ю версию нельзя назвать овощем. Утапливаю педаль и сразу слышу знакомый голос с чарующим «роковым» расщеплением. Можно сколько угодно спорить, что важнее – академичность звучания или его узнаваемость. Я за второй вариант – харизму. И тот факт, что М50 относится к редкой категории двигателей, которые узнаются на слух даже спустя годы, это подтверждает.
Довольно быстро, невероятно долго
Конечно, если доводилось ездить на 525-й Е34 (не говоря уже про М5), то возможности двухлитровой «пятерки» уже не так удивляют. Но она едет! И особенно это заметно, если вспомнить о динамических возможностях какой-нибудь Оптимы или Кэмри с двухлитровым «атмосферником» той же мощности. Но стоит сделать одну важную поправку, которая справедлива к любому «немцу» 80-х и начала 90-х. Если хотите прочувствовать автомобиль, выбирайте только механическую коробку. Любой автомат тех лет убивает всю химию отношений.
В сегодняшних реалиях тяжело поверить, что эта BMW считалась эталоном управляемости для больших седанов. Да, машина живая и «аналоговая», но реакции на поворот руля тут идут с задержкой, заметны и крены. А вот тридцать лет назад это был прорыв. Особенно если тут же пересесть на 124-й Мерседес. Это сейчас разница в поведении «немецкой тройки» свелась к нюансам, а тогда даже с завязанными глазами можно было точно определить, на чем вы едете – Audi, BMW или Mercedes.
По сегодняшним меркам Е34 кажется мягкой и вальяжной. Но тридцать лет назад это был образцовый спортседан.
Все сказанное — лишь часть легенды Е34. При всей своей технологичности она проявила еще и чудеса надежности и выносливости. Высокая точность изготовления двигателя автоматически запустила приятный бонус – ресурс. Даже при наплевательском отношении двигатель М50 преодолевал 350-400 тысяч километров без капитального ремонта. А если владелец попался рачительный, то цифры на одометре могут стать неприличными. Недаром М50 вошел в элитный клуб «миллионников». Я охотно в это верю, ибо собственными глазами видел экземпляр с пробегом в 980 тысяч километров. И «капиталкой» там не пахло.
Неудивительно, что Е34 стала бестселлером у не самой законопослушной части нашего населения. Еще бы – крепкий седан с мощным и надежным двигателем, способный быстро эвакуировать из любой передряги. Но эта популярность сыграла с Е34 злую шутку – найти сейчас живой экземпляр сродни чуду. Причем чем мощнее мотор, тем меньше шансов отыскать автомобиль не при смерти.
Как и у их хозяев, у большинства Е34 судьба непростая. Много экземпляров погибло в ДТП, какие-то уехали в другие регионы или закончили жизнь на разборках, а те, что выжили, бьют рекорды по количеству собственников в ПТС. И все же иногда чудеса случаются. Редкие экземпляры, такие как наша сегодняшняя 520-я, сохраняют первозданный облик. Ей повезло выжить, и теперь впереди – счастливая законопослушная старость. Если даже при обычной эксплуатации «тридцатьчетверка» демонстрировала чудеса живучести, представьте, сколько она проживет теперь, в заботливых руках коллекционера.